признаки аутизма у детей

Признаки аутизма у детей.

 

Прежде всего давайте определимся, что аутизм это не заболевание. Аутизм это синдром, это поведенческое расстройство, которок свойственно различным заболеваниям головного мозга. Аутистические расстройства – это спектр заболеваний, которые характеризуются нетипичными поведенческими реакциями (стереотипии, ритуалы), сужением круга интересов, нарушением социального взаимодействия, общения, понимания, речи. В эту группу входят расстройства с разной степенью проявлений нарушений, в МКБ все они имеют шифр F84. Часто данные расстройства сопровождаются когнитивными и интеллектуальными нарушениями, что затрудняет реабилитацию и ухудшает прогноз. Самыми распространенными в этом спектре являются детский аутизм, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство в сочетании с умственной отсталостью и стереотипными движениями, синдром Ретта, синдром Аспергера.

Патогенез состояний достоверно неизвестен. Имеется несколько гипотез, самой известной из которых является нейродизонтогенетическая, согласно которой, причина в дефектах на ранней стадии развития эмбриона. В результате поломок возникают участки генома, которые нарушают функцию мозга на уровне серотониновых и дофаминовых систем, белков нервной системы, а также затрагивают иммунную систему организма.

Какие симптомы аутизма?

При легкой форме дети приспосабливаются к окружающему миру. Нет активного избегания взгляда. При работе с психологом и дефектологом идут на контакт уже с 2-3 встречи при установлении доверительных отношений. Способны учиться в общеобразовательной школе, но могут испытывать трудности. При тревоге, волнении возникают стереотипии: потряхивание кистями рук, постукивание, потирание мочки уха и другие. Могут быть негрубые дефекты речи, легкие неврологические расстройства (невыраженные гемипарезы, нистагм). Когнитивные функции, интеллект либо не страдают, либо снижены незначительно, поэтому при правильной реабилитации к подростковому возрасту вполне могут догнать сверстников, вернее научиться вести себя «как все».

При умеренной степени аутизма ребенок способен устанавливать минимальный контакт с окружающими, обычно требуется стимул, побуждение к общению со стороны родителей, педагогов. При взаимодействии пуглив, нервозен, стремится прервать контакт и «уйти в себя». Может кратковременно смотреть в глаза, затем отводит их, взгляд часто блуждает. Стойко склонен к стереотипному поведению: соблюдает ритуалы перед сном, выходом из дома, выстраивает машинки в ряд, книжки на полку в аккуратную стопку, по размерам или цветам, избирателен в игрушках, еде, гигиене: играет только зелеными фигурками динозавров, ест только бананы и макароны, ходит по-большому только в горшок, стоящий в определенном углу комнаты. Поведение бросается в глаза неадекватностью, нелепостью. Если кто-то случайно нарушает установленный ребенком порядок, реакция может быть ярко выраженной – истерика, катание по полу, кусание себя и окружающих. Интеллект страдает всегда. Реабилитация возможна. Детям обязательно устанавливается инвалидность, так как лечение требует особого подхода, совместной работы психиатра, психолога, дефектолога, логопеда.

При выраженной степени ребенок совсем не идет на контакт, внимание можно привлечь на очень короткий промежуток, помимо серьезных стереотипий (монотонное покачивание, долгое мычание, длительный бег по кругу) поведение хаотичное, неуправляемое без медикаментов, агрессия и аутоагрессия сильно выражены. Имеются стойкие тягостные фобии: страх гудящих звуков, вспышек света, шума машин. Дети значительно отстают от сверстников, не соблюдают гигиену, не осознают опасность. Речь грубо нарушена, социальные навыки почти отсутствуют. Реабилитация длительная, сильно затруднена. Человек будет нуждаться в социальной поддержке и во взрослом возрасте.

При грубой степени контакт невозможен совсем, дети возбуждены, хаотичны, речь не сформирована. Реабилитация практически невозможна.

Часто лица с аутизмом страдают эпилепсией (с генерализованными и фокальными приступами), метаболическими нарушениями, проблемами с пищеварением из-за низкой активности различных ферментов.

В целом аутистические расстройства неизлечимы в традиционном понимании. Однако, при легкой и умеренной степени при помощи когнитивно-поведенческой психотерапии, корректоров поведения, различных видов педагогической поддержки можно добиться результатов. Дети могут приспособиться к взаимодействию со сверстниками, даже приобрести друзей, освоить профессии, где не требуется длительного контакта с людьми, эмпатии, активного речевого общения. При некоторых формах высокофункционального аутизма, когда интеллект даже выше нормы, люди могут добиваться больших успехов в жизни. Чем глубже степень расстройств, тем хуже приспособление, менее вероятна независимость от окружающих. Часто дети и взрослые нуждаются в мерах социальной помощи, установлении инвалидности.